«К штурму Баргузинского хребта готовы!»

21 июня 2017 г.
1045просмотров

Баргузинский хребет… Вряд ли где-нибудь в других местах можно встретить на небольшом пространстве такое разнообразие природных ландшафтов! Не будет преувеличением, что Баргузинский хребет по разнообразию возможностей для туристов занимает особое… может быть, исключительное место

«Счастлив, кому знакомо
щемящее чувство дороги…»
( «Люди идут по свету»)

Пос. Баргузин — р. Нестериха — перевал «Мечта» — оз. Ладохинское — р. Малая Черемшана — пос. Чивыркуй — бухта Змеиная (мин. источник) — пос. Глинка (нежилой) — пос. Усть-Баргузин. Протяженность маршрута 170 км, продолжительность — 12-14 дней

Авторские материалы ветерана туризма России
Александра Владимировича Невского

…Как-то зимним вечером в городском клубе туристов «Хамар-Дабан», где мы по привычке встречались каждую среду, перелистывая вместе с начальником поисково-спасательной службы Бурятии Юрием Голиусом, старые папки, на глаза попалась знакомая телеграмма. В ней сообщалось: «Штурму Баргузинского хребта готовы зпт вышли маршрут тчк Невский». Эти слова напомнили о многом.

Баргузинский хребет… Вряд ли где-нибудь в других местах можно встретить на небольшом пространстве такое разнообразие природных ландшафтов! Не будет преувеличением, что Баргузинский хребет по разнообразию возможностей для туристов занимает особое… может быть, исключительное место. Скальные переходы, требующие применения специального снаряжения, здесь можно чередовать с плаванием на плотах по горным рекам, изматывающие перевалы через высокие гребни — со спокойными прогулками по песчаным пляжам под рокот байкальских волн. Рядом с дюнами, напоминающими ландшафт великих пустынь, соседствует тундра, а выше, в горах, леса постепенно уступают место красивейшим субальпийским лугам, еще выше — только остроконечные вершины.
  Все эти картины, молниеносно сменяя друг друга, пронеслись в моей памяти. Но чтобы рассказать об этом, потребуется исписать не мало страниц…
  Задумав поход, по крупицам собираешь необходимые сведения о районе путешествия. И, как на фотобумаге, при ее проявлении, постепенно появляются контуры снимка — так и в твоем представлении все более четко вырисовывается образ будущего маршрута. Сначала расплывчатый — но каждая деталь дополняет его, делает подробнее. И вот — готовая картина: намечаешь переправы и перевалы, мысленно преодолеваешь не пройденные тропы,
затушевываешь белые пятна… ты — первооткрыватель!
  Не так уж часто в наши дни удается взглянуть на мир глазами первопроходца. Иногда заберешься в самые дебри, думаешь, что до тебя тут человеческая нога не ступала, а оглянешься: стоит неподалеку железная тренога — триангуляционного знака… Топографы не только сами поднялись сюда, но и затащили необходимую конструкцию, инструмент.
  В сентябре 1983 года Бурятский областной Совет по туризму и экскурсиям, ныне это известная фирма «Турист», организовал экспедицию в район Баргузинского хребта. Возглавить группу, в состав которой вошли девять опытных туристов, было поручено мне. Была поставлена конкретная задача: выбрать, описать и, по возможности, сделать предварительную маркировку пешеходного планового маршрута с привязкой его к турбазе «Максимиха».
  После проработки нескольких вариантов, выбрали маршрут пересекающий Баргузинский хребет через водоразделы между верховьями рек Нестериха и Малой Черемшаны.
  Маршрут начинался в поселке Баргузин, куда туристы прибывают автобусом из Улан-Удэ, преодолев по живописному Баргузинскому тракту чуть более трехсот километров. Поселок Баргузин — центр Баргузинского района. Здесь есть почта, телефон, телеграф, больница, магазины. Издается газета «Баргузинская правда». Также поселок интересен несколькими историческими памятниками: здесь отбывали ссылку братья Кюхельбекеры (к сожалению, дом декабристов не сохранился). До 1924 года Баргузин считался уездным городом, имел свой герб, на котором изображен силуэт белки на серебряном поле. Это связано с тем, что здесь добывалась лучшая белка. О прошлом и настоящем этого чудесного края рассказывают экспозиции местного музея. На сельском кладбище туристы смогут посетить могилу декабриста Михаила Кюхельбекера, остановиться перед скромным обелиском на могиле основателя Баргузинского заповедника и первого его директора Зенона Сватоша.
  Из Баргузина на попутной машине туристы выезжают в село Нестериха — начальный пункт пешеходной части путешествия. До села по Баргузинскому тракту не более 8 км. Торная тропа вьется по левому берегу реки Нестериха, постепенно набирая высоту. Примерно через пять километров, река делает крутую излучину. Нам прямо и вверх. Дальнейший путь по безымянному ключу, густо заросшему кустами смородины и жимолости. Тропа приметная, твердая. Ночевка в верховьях ключа.
  Во второй день похода, достигнув верховья ключа, продолжаем подъем по склону пади. Тропы нет, поваленные деревья преграждают путь. На привалах можно полакомиться брусникой, которая встречается в изобилии. В середине дня, после тяжелого подъема через бурелом и густые заросли кедрового стланика, туристы выходят на гребень хребта. Идти здесь гораздо легче. Сверху хорошо просматривается Баргузинская долина.
  В этот день с тяжелыми рюкзаками удалось пройти не более 12 км. Ночевка на обширном перевальном седле, через которое в давние времена вела конная тропа из Баргузинской долины к байкальским берегам. Вода и дрова имеются здесь в достатке.
  На третий день похода заросли кедрового стланика сменятся каменистыми россыпями, переходящими в горную тундру. Во время нашего путешествия, группа в густом тумане вышла к высшей точке на маршруте, обозначенной отметкой 2178. На приметной скале-останце установили тур. Оставив в нем записку, продолжили спуск к озеру в истоках реки Малой Черемшаны. Эту часть пути в основном проходим по старой тропе и только перед озером, спускаемся по прочному курумнику к берегу. Среди низкорослых лиственниц и зарослей стланика разбили свой третий походный лагерь. В этот день было пройдено около 20 километров. На завтра запланирована дневка и радиальные выходы в окрестности озера Ладохинского.
…Из походного дневника экспедиции. «12 сентября 1983 года, понедельник, четвертый день похода. Подъем в 9. 00 часов утра. Ночью прошел дождь, сменившейся снегом. Небо сплошь затянуто тучами, периодически идет дождь. Из-за непогоды отказались от намеченной дневки и радиальных выходов. В 11 ч. 30 мин. свернув лагерь, уходим вниз по реке…».
  Путь правым берегом Малой Черемшаны довольно сложный. Бестропье, головокружительные обходы прижимов, многочисленные броды, изнуряющие переходы по стланику, опускающемуся прямо к самой воде. Переход от истоков реки до ее устья занимает два дня. На ночлег можно расположиться в находящемся там добротном зимовье, в котором может разместиться группа до 10 человек. Зимовье принадлежит Алексееву Ивану. Далее, наша группа взяла направление на Мало-Черемшанский кордон.
  От зимовья торной тропы нет, но видны четкие затесы, указывающие направление. Переход от зимовья до устья реки занимает четыре часа. От противоположного берега реки отделилась лодка и направилась в нашу сторону. Вскоре мы радушно пожимали руку леснику Черемшанского кордона Михаилу. Рассказав о нашем маршруте и цели путешествия, мы устроились на ночлег в уютном зимовье. Жарко топилась печь, светилась в углу керосиновая лампа, и сказочные тени бродили по стенам избушки.
  С благодарностью вспоминаю о таких зимовьях, в которых я и мои спутники находили приют за долгие годы путешествий. Утром, поблагодарив хозяев, вышли на маршрут.
  Наступил шестой день путешествия. Очередную ночевку предполагалось сделать на реке Кедровой, где имелась для этого просторная изба рыбаков. От кордона уходили берегом Байкала. После таежной глухомани, как-то по особому воспринимается безбрежный простор. Подойдя к месту, где береговые скалы отвесно уходят в воду, поднимаемся по малоприметной тропе вдоль ручья Медвежьего в горы. Тропа вскоре окончательно теряется, и мы попадаем под полог дремучей глухомани Подлеморья. Движение затрудняет густая растительность, поваленные деревья. В одном месте мы рискнули спуститься к берегу и попытались идти по камням, но вскоре пришлось снова карабкаться по кручам. В конце дня спустились в широкую долину реки Кедровой, сплошь заполненную мощными кедровниками. Пройдя еще около двух километров, увидели на берегу миниатюрной бухты бревенчатую избу. В избе может разместиться 20 человек, имеются нары и печь, что создает комфортные
условия для ночлега. За весь день с трудом проделали не более 8 километров.
  Восьмой день путешествия — переход от р. Кедровой до поселка Чивыркуй, протяженностью около 18 километров. Берега здесь скалистые, круто обрывающиеся в воду в виде отвесных стен и утесов. Небольшие реки и ручьи впадающие в Байкал, рассекают стены прибрежных утесов, образуя глубокие каньоны. Почти на всем протяжении этого участка пути тропы нет. В целом переход очень тяжелый и участникам похода нужно иметь хорошую физическую подготовку. Тропа появляется после речки Сухой, за несколько километров до
поселка Чивыркуй. Тропа, проложенная у самого края прибрежных скал, очень живописна. Она упруго извивается возле огромных валунов, ныряет в заросли кедрового стланика, пересекает плантации бадана. Отсюда открывается панорама Чивыркуйского залива, одного из самых чарующих уголков Байкала. Его живописные острова, крутые, скалистые бухты и теплая вода оставляют неизгладимое впечатление. Все это делает Чивыркуйский залив
исключительно привлекательным местом для отдыха. И не случайно маршрут нашей экспедиции пролегал именно здесь, с тем, чтобы уже в самом скором времени пошли бы этой байкальской тропой туристы.
Поселок Чивыркуй появляется неожиданно. И мы резко спускаемся прямо к кордону лесной охраны. Это большой крепкий дом на две половины, построенный еще в начале прошлого века.
  На следующий день знакомились с поселком и его окрестностями, осмотрели рыборазводный цех. Давая пояснения, начальник цеха А. Карташев сообщил, что оборудование цеха позволяет заложить 280 млн. икринок омуля. В этот же день на попутном катере «Верный» отправились в бухту Змеиную. Бухта Змеиная расположена в глубине обширной Крестовой бухты. Здесь находится горячий минеральный источник, который является памятником природы республиканского значения.
  Именно здесь, в бухте Крестовой и соседних с ней Онгоконской и Фертик, происходили события, так мастерски описанные самобытным бурятским писателем Михаилом Жигжитовым в трилогии «Подлеморье». Возьмем, к примеру, хотя бы это место из книги: «В Крестовой губе рядом со скалистым Курбуликским мысом впадает в Байкал речка. И добронравна и весела она, а вот, надо же, никто не догадался наделить ее названьицем. И вдруг на песчаном берегу ее, у самого устья, старик Маршалов сгоношил кособокую хибарку, стал жить в ней. Ожила речка, еще веселее зажурчала — заимела своего хозяина. И с тех пор люди стали ту серебряную речку называть громким именем — Маршаловой или Маршалихой».
  Огибая мыс Курбуликский, вглядитесь пристальней в песчаный берег, и, в вашем воображении непременно возникнет на миг кособокая хибарка чудаковатого старого рыбака и он сам — хозяин серебряной речки.
  Это наиболее посещаемое место: сюда приходят плановые туристы с турбазы «Максимиха», многочисленные группы самодеятельных туристов, а также местные рыбаки. По этой причине вызывает большое беспокойство состояние минерального источника, который катастрофически захламляется и часто используется как прачечная. Почти исчезли реликтовые змеи — ужи, водившиеся вблизи источника.
  Традиционное продолжение маршрута — из бухты Змеиной до рабочего поселка Усть-Баргузин. Причем первую часть пути от бухты Змеиной до поселка Курбулик целесообразнее проделать на попутном катере или рыбачьей моторной лодке. В поселке Курбулик имеется почта, магазин, где в добрые старые времена можно было приобрести продукты первой необходимости. От Курбулика по торной тропе туристы направляются мимо бухты Сорожьей и Окуневой и вскоре спускаются к селу Монахово.          Отсюда не поднимаясь в горы и не заходя в низину перешейка, группа за несколько часов приходит в заброшенный рыбачий поселок Глинку. Здесь на уютной поляне, на берегу Баргузинского залива последняя ночевка. Но если позволяет время можно сделать дневку и второй день посвятить восхождению на горное плато полуострова Святой Нос. Впечатления от этого однодневного похода сохранятся в памяти на долгие годы. Следует отметить, что Чивыркуйский залив и полуостров Святой нос вошли теперь в состав Забайкальского национального парка. В свое время институт «Ленгипрогор» разработал проект Чивыркуйского национального парка. В этом проекте, заброшенному ныне, хутору Глинка было отведено место центральной базы. Там предусматривалось строительство автовокзала, подвесной канатно-кресельной дороги для переброски туристов на плато Святого Носа, научного центра, музея национального парка, причалов, аквариума на дне Байкала и ряда других интересных объектов.
  Но когда будет реализован этот проект — неизвестно.
  Последний пеший переход, протяженностью порядка 28 километров, от хутора Глинки до поселка Усть-Баргузин вдоль берега Баргузинского залива. Берег залива почти на всем пути представляет собой превосходный пляж из чистейшего озерного песка и лишь изредка встречаются гравий и галька, и так до самого устья реки Баргузин.
  Поселок Усть-Баргузин расположен на левом берегу реки. Через реку Баргузин работает паромная переправа. Усть-Баргузин крупный рабочий поселок, в котором расположены речной порт, леспромхоз, другие промышленные предприятия и организации. Связь с г. Улан-Удэ осуществляется автотранспортом.

 
Авторские материалы ветерана туризма России

Александра Владимировича Невского

11.10.2012


Хэш-теги: # Байкал # Улан-Удэ

Во время формирования ответа ajax произошла ошибка.

Подробная информация об ошибке в консоли браузера.